Правила поведения с чужой собакой

Вам предстоит поездка на продолжительное время с вашими детьми к друзьям или родственникам, у которых есть собака. Вы опасаетесь за детей, потому что:
- собака рычит на людей (детей);
- собака охраняет ресурсы (еду, игрушки, подстилку, диван);
- она не любит фамильярностей, не любит, когда ее тискают.

Правила поведения с чужой собакой: дети едут в гости

Все зависит, конечно, от степени недружелюбности собаки. И если ситуация совсем плохая - собака агрессивна и действительно может укусить - я рекомендую разделить ребенка и собаку, пока вы гостите там. Разделить их можно детским заборчиком, о котором я напишу ниже. Также следует надеть на собаку намордник. Конечно, собака должна быть приучена к наморднику заранее. На всякий случай, если она еще не приучена, читайте по ссылке как приучить>>, и начните это делать заранее.

Дальше я поделюсь с вами советами, которые можно применять, если собака не кусает, а просто предупреждает (рычанием, лаем, оскалом, избеганием) о своем недружелюбном отношении к детям. Всё это следует сделать и подготовить хозяевам собак, к которым вы едете в гости, заранее.

Что можно сделать с пространством?

1.Заборчик детский
Это самый лучший и легкий вариант, если надо разделить детей и собак, а заниматься с собакой нет возможности и времени. Установите этот заборчик между комнатами. Таким образом собака привыкает к запаху, виду и присутствию ребенка, но не может навредить ему. Ваша задача - скармливать собаке лакомства, когда она дружелюбно настроена к детям (не смотрит в их сторону, ложится к ним спиной, подходит к заборчику и просто нюхает, просто смотрит, без агрессивных поз и выпадов). Конечно, не позволяйте детям дразнить ее через этот заборчик. Если вы видите, что дня через три собака уже дружелюбно подходит к заборчику, спокойно ложиться рядом с ним спиной к детям и дремлет - можно его убрать. Не оставляйте собаку одну с детьми! Дальше используйте такие средства контроля, как поводок (и намордник, если требуется).
Я рекомендую установить такой заборчик в любом случае на первое время, когда вы приезжаете в дом к незнакомой собаке, предрасположенной к недружелюбному поведению к детям.
2. Ресурсы
- Миски с едой и водой собаки должны быть изолированы и недоступны ребенку!
- Игрушки. Не допускать ребенка к собачьим игрушкам. Либо убрать их на то время, пока ваши дети там гостят. Либо давать их собаке тогда, когда дети спят или уходят гулять.
- Жевательные косточки. Не подпускайте ребенка к собаке, которая грызет косточки/рога и подобное.
- Диваны/кровати/кресла. Если собака привыкла на них лежать: можно просто не пускать ребенка на эти кровати. Если такой возможности нет (например, собака лежит на всех диванах, а не на своем собственном) - можно потренировать ее еще до приезда ребенка слезать с дивана по команде - когда питомец находится на кровати - киньте вниз на пол любимые лакомства или самую любимую игрушку - когда собака спрыгнет за ними, похвалите и повторяйте ту команду, которую хотите использовать для этого (например, "Вниз", "Слезай"). Повторяйте так по нескольку раз в день. НЕ применяйте физическую силу, не сгоняйте и не спихивайте собаку с диванов - позвольте собаке самой спуститься и вознаградите ее за это.
2. Место
- У собаки должно быть свое место (логово), куда ребенок не доберется/не заберется, чтобы она могла скрыться там в любое удобное ей время.
- Подстилка не должна лежать на проходе. Лучше расположить ее в укромном уголке, но чтобы оттуда был обзор на все, что происходит в комнате. Посмотрите заранее, насколько удобно лежит ее подстилка. Если надо изменить ее место - делать это лучше месяца за два до приезда детей.
- Клетка/вольер - хороший вариант домика для собаки, где она может укрыться от детишек. Но следует заранее приучить к клетке собаку, чтобы она любила ее и считала своим домом. Это имеет смысл начинать делать минимум месяца за два до приезда детей. В идеале, конечно, намного раньше. Как приучить собаку к клетке, читайте по ссылке >>

Что можно сделать с собакой?

1. Средства контроля. Не оставляйте детей и собаку наедине! Для знакомства используйте заборчик, намордник, ошейник/шлейку, поводок. Если нет возможности подготовить собаку заранее при помощи упражнений - держите собаку на поводке (в наморднике, если она пытается укусить) в присутствии детей.
2. Упражнения. Еще до приезда детей вы можете простыми упражнениями подготовить собаку. От вас потребуется много-много лакомства. Берите с собой вкусняшки, действительно любимые собакой, идите туда, где есть дети (детские сады, школы, друзья/знакомые), вставайте на такую дистанцию, когда собака видит детей, но не делает агрессивных выпадов в их сторону. Т.е. собака должна их видеть и слышать, но не скалиться, не лаять, не бросаться на них. И на этой дистанции начинайте скармливать собаке лакомства. И всё! Ваша цель, чтобы при виде ребенка собака смотрела на вас с вопросом: "Ну и где мой сыр/курочка/печёнка,...??!!" Т.е. мы учим собаку, что ребенок=что-то очень приятное!
Также вы можете приглашать к себе домой детей (используя средства контроля для собаки) и проделывать это же упражнение.
3. Развитие доверия. Если собака охраняет свои ресурсы или не любит фамильярностей:
- упражнение на добавление корма в миску. Поставьте миску с едой, когда собака ест, подкидывайте в миску еду. Нужно начать подкидывать еду с такого расстояния, на котором собака не напрягается. Постепенно сокращать расстояние. Цель - собака рада вашему присутствию во время кормления, т.к. вы не отбираете, а добавляете ей еду в миску. Таким образом вы развиваете у нее доверие и приучаете к положительному присутствию человека во время кормежки. Это требуется на всякий случай, если вдруг ребенок проберется к собаке, когда она ест. В идеале, не подпускать вашего ребенка к собаке ваших друзей или родственников, пока вы у них гостите.
- упражнение на обмен игрушки и команде "Дай". Цель - собака не боится отдать вам свою игрушку, т.к. доверят вам и знает, что вы дадите ей что-то взамен. Обучить ее этому очень легко - дайте собаке ее не самую любимую игрушку, затем предложите ей в обмен очень любимое лакомство. Когда она отпустит игрушку, чтобы его взять, - похвалите, скажите команду "Дай!" и отдайте ей вкусняшку. А потом верните ее игрушку. Также вы можете обменивать игрушку на игрушку. Предлагаемая для обмена игрушка должна быть ценнее той, которую она держит. Постепенно ценность игрушек или лакомств выравнивается - и вы уже сможете обмениваться не только на самую ценную игрушку или лакомство.
- приучение к неприятным процедурам. Цель - собака начинает любить ваши манипуляции с ней. Это важное упражнение, которое учит доверию. В двух словах - вы даете собаке лакомства за каждое прикосновение к ней, за каждую манипуляцию. Подробно приучение к неприятным процедурам описано тут >> И в этом упражнении вам важно обратить особое внимание на приучение собаки к рукам.

Что можно сделать с детьми?

1. Если дети совсем маленькие - следить за ними в оба! Не следует подпускать их близко к недружелюбной собаке. Используйте средства контроля для собаки и заборчик/клетку/вольер, чтобы обезопасить ребенка.
2. Если дети постарше - объяснять, что не надо дергать собаку за шерсть, хвост, уши, лапы, лезть в нос и глаза.
3. Важно! - не создавайте ситуаций, когда собака заперта в угол! Т.е. если ребенок надвигается на собаку, а собаке некуда убежать от него, - это очень опасная ситуация, где даже не агрессивная собака может кинуться. У собаки всегда должна быть возможность убежать / спрятаться.
4. Личная дистанция. В случае агрессивно настроенной собаки ребенку не следует вторгаться в личную дистанцию собаки. Рассчитывается она так: измеряете длину тела собаки, "прикладываете" эту длину сзади и спереди (чуть больше спереди) собаки - это и будет ее личная дистанция.
5. Сигналы примирения. У собак есть свой язык телодвижений. Они используют его для предотвращения конфликтов. Его важно знать людям, чтобы избежать конфликта с собакой и успеть обезопасить ребенка до того, как собака его укусит.
Во-первых, почитайте книгу Т.Ругос "Сигналы примирения" у меня на сайте >>
Во-вторых, есть определенная последовательность сигналов, которые собака показывает прежде, чем укусить. Их важно знать, чтобы успеть вовремя убрать ребенка. То есть собака обычно сначала предупреждает, а потом кусает. Вот схема, предшествующая укусу:
Изменение поведения (например, чешется) --> Сигналы примирения (поворот головы, замедление, облизывание) --> Сигналы нервозности (прищуривание, зевок, частой дыхание, улыбка, белки глаз) --> Замирание --> Рычание, скалит зубы --> Укус.
6. Позволяйте собаке подбирать упавший у ребенка кусок еды, таким образом вы создаете положительную ассоциацию у собаки на ребенка: ребенок - источник падающих кусочков.
7. Если собака привыкла выхватывать еду у детей, а вы еще не успели ее научить запрещающей команде, - будьте всегда рядом, чтобы собака не прихватила случайно руку малыша, в которой он держит еду.
8. Первое знакомство собаки и детей должно состояться на улице. Возьмите собаку на шлейку (ошейник), поводок и намордник (в случае необходимости). Выйдете с ней встречать гостей. Обратно сначала пропустите гостей, потом зайдите в дом с собакой.

 

Если сами хозяева не справляются, а собака действительно агрессивная, - лучше заранее обратиться к специалисту, чтобы он помог подготовить питомца к приезду детей, т.к. с такими вещами не шутят.

Автор: Евгения Волчкова

Добавить комментарий


Evgeniya Volchkova

Собака – это ваш друг, а не объект для подчинения - эта фраза наиболее точно отражает мое мировоззрение и принципы работы нашей школы.

Волчкова Евгения Юрьевна, основатель школы воспитания семейных собак "Джильда"