Польза домашних животных для детей
Причина | Объяснение |
1. Дети, выросшие с животными, меньше подвержены аллергиям и простудным заболеваниям. Животные способствуют укреплению иммунитета. |
Считается, что присутствие животных (любых) в первые 5 лет жизни ребенка (т.н. гигиеническая теория 90х годов) - полезнее всего. Это связано со сроком «обучения» иммунной системы. А самый эффективный и «лечащий» – первый год. Ученые разных стран пришли к выводу, что существует связь между увеличением случаев аллергических реакций и аутоиммунных заболеваний с тем, что ребенка после рождения стали больше держать в условиях, которые можно назвать стерильными, чем это было раньше. Возникает диссонанс - иммунная система «считает», что ребенка сейчас завернут в потрепанную видавшую виды шкуру животного, положат на землю, кишащую всякой живностью, а потом ребенок начнет ее же и кушать, облизывать, обсасывать. Т.е. иммунная система с рождения готова к борьбе с врагами, а когда их нет (пеленки гладят, все дезинфицируют, к животным не пускают) – она начинает их выискивать. И находит себе «врагов» среди компонентов пищи, пыли, стиральных порошков, чистящих средств, т.е. бытовой химии и т.д. Не секрет, что от животного летит шерсть, остаются частички кожи и слюны, и другие выделения – и тогда иммунной системе есть "работа", вместо поисков мнимых врагов. Поэтому смело давайте своим питомцам "умывать" вашего детеныша и сыпать на него шёрстку. В первый год его жизни - это особенно полезно. Единственное противопоказание – затруднение дыхания, астма, отек аллергический (из статьи аллерголога-иммунолога Татьяны Тихомировой, к.м.н.). |
2. Сострадание, бережное отношение к питомцу, чуткость и доброта, отзывчивость и неравнодушие - то, чему учат детей животные. |
Важно и нужно объяснять ребенку, что животные беззащитны и хрупки, полностью зависят от нас. Своим примером показывать им, как правильно гладить и взаимодействовать с питомцем, а не только на словах. И объяснять, как делать не следует. Учить соблюдать личную дистанцию. |
3. Наличие животного повышает самооценку и уверенность ребенка в себе. | Во-первых, дети видят проявление безусловной любви у собак, полное принятие нас такими, какие мы есть, со всеми недостатками. Они любят нас больными, «плохими», нашкодившими, злыми.. Также ребенок учится давать собаке команды четким уверенным голосом, дрессировать, вести ее за собой, контролировать, добиваться послушания. И когда животное слушается ребенка, выполняет его команды – это сильно поднимает самооценку и уверенность в себе. Можно разучить простые забавные трюки, которые ваш ребенок с гордостью продемонстрирует сверстникам, поднявшись в их глазах. Малообщительные и стеснительные дети начнут больше общаться и заводить новые знакомства, гуляя со своей собакой и демонстрируя ее умения. |
4. Животные (любые) прививают ответственность детям, заботу. | Забота о животном – это режимы кормлений, прогулок, занятий, своевременное лечение, выполнение каких-то неприятных процедур. Все это дисциплинируют, учит не только брать, но и давать. Если вы не можете доверить это детям, то как у них сможет развиться это чувство ответственности? Конечно, стоит упомянуть случаи, когда дети отказываются от этой ответственности и помощи в заботе о питомце. Но это отдельная история. |
5. Успокаивают в стрессовых ситуациях, снимают напряжение, разряжают обстановку. | При общении с животным уменьшается частота сердечных сокращений. Также собаки пользуются таким сигналом примирения, как разделение (физически влезают между людьми/животными). И используют переключение внимания на себя, чтобы убрать конфликтную ситуацию, снять стресс и напряжение. Вы можете это увидеть, если вдруг начинаете сердиться/ругаться на ребенка, или дети начинают беситься, что часто переходит в крик и плач. И тут собака может втиснуться между конфликтующими детьми / родителем и ребенком. Или начать лаять, пихать вам игрушки, грызть диван и т.п. В результате вы переключаетесь на собаку, и первая волна гнева/раздражения уже проходит, а дети уже забывают, что не поделили, конфликт сглаживается. Собаки снижают стресс при подготовках к экзаменам или при выполнении других сложных задач, поэтому есть страны, где собаки допускаются в учебные заведения, на экзамены. |
6. Создают общий благоприятный эмоциональный фон. | При взаимодействии с питомцем вырабатывается «гормон счастья» дофамин. Это происходит благодаря гормону окситоцину. Еще его называют «гормон нежности, любви, привязанности, доверия, верности». Он отвечает за создание привязанности, стрессоустойчивости, обеспечивает душевную гармонию и спокойствие, усиливает эмоциональный вид памяти, нормализует сон. |
7. В семьях, где есть животные, меньше агрессии, тревожности, конфликтов. | Дети более общительны и уверены в себе, больше довольны жизнью, не чувствуют себя одинокими и даже легче переживают развод родителей. |
8. Ребенок развивается в играх с животным и раскрывается эмоционально. | Детям бывает проще рассказать что-то животному, чем опекающему его взрослому, раскрыть тайну, поделиться секретом. Ведь питомцы – идеальные слушатели. Также дети включают в игру животных, приписывают им человеческие черты, играют, как со сверстниками. |
9. Животное может компенсировать недостаток внимания, тактильного контакта с взрослым. | Ребенок может зарыться в мягкую теплую шерсть животного, которое напоминает ему уют и тепло мамы. |
10. Домашние любимцы развивают ребенка как интеллектуально, так и духовно. | Наличие питомца дома обычно побуждает ребенка узнавать о нем больше, интересоваться другими породами собак (например, мой ребенок не пройдет мимо собаки на улице, чтобы не спросить, что это за порода), кошками, птицами и т.д. Дети начинают тянуться к природе и ощущать свою связь с ней, видеть ее естественную красоту. Так у ребенка развивается чувство прекрасного. |
11. Развитие невербального общения. | У животных отсутствует вторая сигнальная система, а значит и речь. Соответственно дети постигают навыки и такого общения, обучаются интуитивному восприятию мира. |
12. Развитие чувственного восприятия. | Наблюдая за питомцем ребенок осязает его вид, запах, цвет, размер, форму, расположение в пространстве, фактуру шерсти. |
13. Учится мыслить последовательно, логично. | Проживая бок о бок с животными, дети учатся анализировать действия и их последствия, выстраивать взаимосвязи. Например, собака начинает лаять и совать игрушку – хочет поиграть. Собака уходит на свою подстилку/прячется за диван – хочет отдохнуть, не хочет общения. Собака задирает верхнюю губу, демонстрируя зубы – предупреждение – лучше отойти. У кошки расширяются глаза, отворачиваются назад уши, поднимается шерсть, она выгибает спину, наклоняет голову, оттягивает губы, издает угрожающие звуки – сейчас может броситься, агрессивное поведение – лучше уйти. Конечно, этому должны учить родители, в первую очередь. Но многие закономерности дети успевают постичь сами, путем проб и ошибок. |
14. Всестороннее развитие. | С животным пробуждается любознательность, наблюдательность, творчество, игровая активность. Развиваясь творчески, они выражают свои чувства к животным на бумаге, рисуя, посвящая им свои стихи и рассказы. |
15. Естественный способ избавления от полноты. | Если ребенок страдает от лишнего веса, то сдвинуться с мертвой точки может помочь как раз собака, если замотивировать его на выгулы с ней и совместные занятия спортом, а еще лучше - в компании сверстников. |
16. Животные оберегают и улучшают сон детей. | Если вы позволяете спать вашим домашним животным в кровати ребенка – прекрасно! Ребенок будет чувствовать себя в безопасности ночью в темноте, ему будет проще справиться с ночными страхами, если у него в ногах свернется мягкий и теплый комочек. |
Реальные примеры из жизни
Случай 1.
Пишет женщина (Victoria Baron), у которой щенок лабрадора Альма (действие происходит в Германии, 2018 г.). Ситуация такая: дочка сильно разбила лицо при падении. Ее мама рассказывает о чудодейственном влиянии их собаки Альмы.
«На самом деле Альма нас просто спасла. Она и смешила, и жалела, и всегда рядом была. Ребенок с ней круглосуточно - и это нас всех спасло. Они просто лучшие друзья, там 100% понимания. Детям нужна собака - это неоценимая помощь в воспитании.
Вот мой ребенок с разбитым лицом пошел в школу и там еще и активничал. Это собака сделала - она ей показала, что неважно, что на лице, главное, – ты. Я сама удивилась безмерно.
Теперь Альма будет «школьной собакой»: учительница просила приводить для улучшения атмосферы в классе. Там все мальчики от нее в восторге, самые сложные стали послушные. В классе есть мальчик хулиган - девочек обижает. Перестал. Альма всех облизала, она всем им рада - и это лечит. Я сама не верила, но это факт. Она дает детям уверенность в себе, она лечит одиноких, ребенок с собакой никогда не одинок. И вообще, собака любит нас любыми: нищими и глупыми, больными и какими угодно. И это, видимо, делает детей уникальными для самих себя. Что очень ценно. Они верят в себя.»
Случай 2.
Психотерапевт Galina Heinzelmann (Германия, 2018 г.) и собака-терапевт голден-ретривер Луна.
Луна помогает Галине при работе с детьми аутистами, гиперактивными, детьми с заниженной самооценкой, с проблемами коммуникации, со страхами.
С аутистами используются техники «контролируемого поглаживания», где тактильные ощущения контролируются реакцией собаки. Таким детям не легко даются прикосновения, а родителям хочется контакта со своим ребенком. И тогда на помощь приходит собака: ребенок сначала учится ее гладить, потом к поглаживаниям подключаются руки их родителей, и незаметно рука ребенка встречается с рукой родителя на собаке.
Гиперактивные дети учатся расслабляющим техникам и дыханию через собаку. У них есть сложности с саморегуляцией и умением замечать эмоции и состояния других людей. Собаки же очень чувствительны к изменениям эмоциональных и психологических состояний (мы начинаем по-другому пахнуть). Они начинают вести себя иначе («зеркалить»). Получается такая обратная связь - биологический «фитбэк». Таким образом собака учит детей через себя: ребенок подмечает состояние собаки – собака напряжена – ребенок учится это замечать и расслабляться. Задаются соответствующие вопросы: «Как ты это увидел у собаки?» «А как это происходит у людей?».
Дети с заниженной самооценкой, с проблемами коммуникации свободнее и более расковано чувствуют себя с собакой, учатся управлять ей: произносят команды четко, учатся уверенно держать поводок, вести за собой собаку, настаивать на своем, быть требовательными, добиваться своего. А потом переносят полученные навыки на общение со сверстниками и значимыми взрослыми.
Случай 3.
Рассказывает Вероника Раскин (Израиль), владелица метиса по имени Пуфит:
«Мои дети никогда не боялись собак и в младших возрастах взирают с изумлением на пугливых друзей, типа как можно бояться собак! Опять же, ответственность (хотя гуляем только я и старшая), но выдать еду, воду, расчесывать шерсть, когда линяет, - это все с любовью делают.»
Польза домашних животных для детей неоспорима. Но это не значит, что нужно сразу бежать и покупать ребенку питомца. Совсем нет. Можно, например, ходить в гости, где есть животные, посещать соответствующие кружки. В следующей статье я расскажу вам, с чем придется столкнуться, когда на вас лежит ответственность по уходу за домашним любимцем, чтобы вы могли реально оценить свои силы и возможности.
А также рекомендую вам почитать статью: Как выбрать собаку >>
О влиянии животных на жизнь человека читайте ТУТ >>
Автор: Евгения Волчкова